Школьная служба медиации
Медиация (примирение) – это посредничество, одна из технологий урегулирования споров: переговоры проходят с участием третьей, нейтральной стороны, беспристрастной, которая является заинтересованной только лишь в том, чтобы стороны разрешили свой спор (конфликт) максимально выгодно для конфликтующих сторон. Медиатор помогает сторонам выработать определенное соглашение по примирению.
Медиация основывается на следующих принципах: добровольность, конфиденциальность, нейтральность.
Главная цель медиации – превратить школу в безопасное, комфортное пространство для всех участников образовательного процесса (учеников, учителей, родителей и т.д.)
Огромная часть споров между людьми решается с помощью переговоров, в которых спорящие обсуждают вместе их мнения относительно спора, их интерпретацию из-за чего произошел спор, и их позицию относительно будущего. Довольно эффективно споры разрешаются с помощью посредничества.
Научить детей обходить конфликты и не вступать в ссоры – часть работы службы медиации.
Возможности школьной медиации
«Школьная медиация» – это и инновационная методика, и учебная технология, рассчитанная на применение во всех институтах, принимающих участие в воспитании и формировании личности ребенка – от семьи и дошкольных учреждений до высшей школы.
В конфликте обычно происходит так, что стороны, не имея возможности и желания понять друг друга, часто предпочитают «уничтожить» противника, порой в ущерб самим себе. Получить информацию – мало, ее еще нужно правильно понять.
И это один из аспектов, с которыми работает медиация. Ею производится коррекция нарушенной или деформированной коммуникации, создание условий для понимания сторонами самих себя и друг друга. Важно понимать, что создать благоприятный климат и безопасное пространство, повысить качество обучения невозможно без понимания взрослыми простой, но чаще всего игнорируемой истины, что общение и есть воспитание. От качества общения зависит и качество образования. Именно поэтому одной из основ метода «Школьной медиации» является позитивное общение. Школьная медиация – это своеобразная школа общения.
Медиация в школе играет более важную роль, чем просто программа разрешения конфликтов. Это социально значимый инструмент для предупреждения возникновения и обострения конфликтов. Кроме того, школьная медиация создает условия для позитивной самоактуализации личности в период возрастного кризиса. Ведь именно в подростковом возрасте ребенок остро нуждается в том, чтобы обрести свое место в социуме, получить признание и принятие со стороны сверстников. Очень часто подростки пытаются добиться внимания не совсем правильными путями, самоутверждаясь через негативные поступки и применение силы. Школьная медиация, работа в «группах-равных» как раз и создают условия для того, чтобы актуализация личности проходила в позитивном ключе.
Задачи школьной службы медиации:
1. Формировать культуру общения и поведения всех участников образовательных отношений
2. Обучать учащихся конструктивным способам выхода из конфликтных ситуаций.
3. Проводить примирительные программы по возникающим конфликтам в школе.
4. Повышение конфликтологической грамотности участников образовательного процесса.
Ожидаемые результаты:
- Формирование у учащихся конфликтной компетентности.
- Разрешение конфликтов силами образовательной организации
- Снижение уровня школьной дезаптации; выход на новый формат общения, через службу медиации.
- Повышение компетентности детей в урегулировании конфликтов, снижение уровня конфликтности
- Установление позитивных межлистностных отношений
Назначение школьной службы медиации: Подростки и дети «группы риска» часто вовлекаются в конфликты, становятся нарушителями или жертвами. Восстановительная медиация позволяет подросткам избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию, избежать повторения подобного в будущем.
Школьная медиация — это не только образовательный метод, но и целое мировоззрение, основанное на понимании, принятии, умении слушать и слышать другого человека. И именно этому в первую очередь нужно учить детей.
Вы можете обратиться в службу школьной медиации с понедельника по пятницу с 9:00-17:00.
Координатор службы - заместитель директора по ВР Маслова Светлана Николаевна, 1 этаж (кабинет №7)
Руководитель службы медиации - Педагог психолог Кучарова Резида Ильясовна,
1 этаж (кабинет № 24) Телефон: 8 9619357646
Документы для создания школьной службы медиации:
- методические рекомендации Минобрнауки по созданию и развитию школьных служб примирения в образовательных организациях;
- письмо «Об организации служб школьной медиации в образовательных организациях» от 18.11. 2013 № ВК-844/07;
- постановление Правительства РФ № 969 «О программе подготовки медиаторов» от 03.12.2010.